Поскольку я сейчас особо увлечена темой вдохновения и творчества, плюс очень жду издания на русском книги Элизабет Гилберт "Big magic", то откопала ещё два отрывка оттуда, которые переведены здесь http://anotherindianwinter.tumblr.com/post/139960082383/lizcourage
И в очередной раз, как и после отрывка о настойчивости, готова подписаться под каждым словом Гилберт.
Храбрость.
Чтобы позволить себе жить творческой жизнью, нужен ответ на основной вопрос: есть ли во мне храбрость на то, чтобы раскопать и вытащить на свет скрывающиеся во мне сокровища?
Я, конечно, понятия не имею, что скрывается именно в вас. Куда там! Я лично вас совсем не знаю. Да и вы сами не догадываетесь. Хотя, возможно, примерно предполагаете, в какую сторону копать.
Почему тогда я уверена, что внутри вас есть сокровища? Ну что же, я полагаю, что каждый из нас — творческий эксперимент. Природа вкладывает в нас невероятное, а потом отходит назад, чтобы позволить нам в этом разобраться.
Время, посвященное творческим раскопкам имени себя — и есть творческая жизнь.
Смелость отправиться на эту охоту заменяет ежедневную рутину на интересную жизнь. А те неожиданные результаты, что вы получите в процессе — их я зову Большим Волшебством.
**
Не удивляйтесь слову «творческий». Я вовсе не настаиваю на том, что каждый должен становиться поэтом, художником, актером — представителем так называемой творческой профессии. Я и не говорю о «творческих достижениях»: пройти по красной ковровой дорожке, жить на Олимпе, петь в Карнеги-холле (хотя если вам захочется, отговаривать тоже не стану).
Я говорю о более важном и широком понимании творчества. О жизни, наполненной любопытством — вместо жизни, наполненной страхом.
Пример творчества — моя подруга Сьюзан. Она решила учиться катанию на коньках, когда ей стукнуло лет сорок. Точнее, она и раньше каталась на коньках: в детстве. Ей очень нравилось, но в подростковом возрасте выяснилось, что профессиональным спортсменом ей не стать. Ох уж этот подростковый возраст! Те, кого официально признают талантливыми, получают мешок социальных ожиданий на свои тонкие плечи, в то время как все остальные получают обидный ярлык «обычные люди» и отказываются от творчества. Что за мир у нас такой?
Так вот, следующие двадцать пять лет Сьюзан послушно избегала фигурного катания в любой форме. А зачем, если всё равно не сможешь побеждать на соревнованиях?
А потом стукнуло сорок. Сьюзан обнаружила себя в состоянии апатии, недовольства собой и своей жизнью, уныния и покорности судьбе. Благодаря юбилейной дате она позволила себе задаться вопросом: когда в последний раз она чувствовала себя по-настоящему легкой, радостной, творческой?
К ужасу Сьюзан, ответом было «двадцать пять лет назад».
Она запретила себе то, что дарило ей невероятную радость. Пришло время выяснить, разлюбила ли она кататься на коньках.
Сьюзан решилась на эксперимент. Она купила коньки, нашла каток, оплатила работу тренера. Она не обращала внимание на внутреннего критика, который советовал ей «уняться», «вспомнить о делах» и «перестать быть эгоистичной». Она не обращала внимание на возрастное несоответствие: остальные ученики и ученицы на льду годились ей в дети.
Она просто каталась на коньках.
Три раза в неделю Сьюзан просыпается перед рассветом, чтобы успеть посвятить себе время до того, как начнется ее сложная и насыщенная работа. Каждую неделю. И да, ей до сих пор нравится кататься, даже больше, чем раньше, потому что теперь Сьюзан позволяет себе обратить внимание на то, сколько радости ей приносит этот процесс.
Коньки и лед дали ей ощущение жизни и отобрали ощущение времени. Сьюзан больше не считает, что живет обычной жизнью. Она уделяет себе время и внимание.
Три раза в неделю по утрам в жизни Сьюзан творится тихая, спокойная, радостная революция.
**
Обратите внимание: Сьюзан не уволилась с работы, не продала квартиру, не вышла из всех отношений, не переехала в Торонто, чтобы учиться фигурному катанию у профессионального тренера олимпийского уровня. А также обратите внимание на то, что моя история не заканчивается медалями и чемпионствами. Это никому не нужно.
История вообще не заканчивается — Сьюзан по-прежнему катается на коньках три раза в неделю по утрам. Просто потому, что она раскопала в фигурном катании особый способ наблюдать за внутренней красотой мира, которого не нашлось ни в каком другом занятии. И она хотела бы уделять внимание внутренней красоте мира, пока остается с нами на этой земле.
Вот и всё.
Вот это я и зову творческой жизнью.
Страх.
Возможно, вы ждете моего совета отринуть страхи.
Ничего подобного. Я в это не верю. Творческая жизнь — путь для храбрых, однако он не подходит для бесстрашных, и важно различать эти состояния.
Храбрость, смелость, отвага помогают перебороть страх.
Бесстрашие, в свою очередь, означает отрицание страха.
Если вы решили стать бесстрашным, будьте внимательны. Зачастую эта дорога заводит в очень неприятные декорации. Наиболее бесстрашными оказываются сомнительные социоопаты, а также беззаботные трехлетки: не самые лучшие образцы для подражания.
Страх нам нужен. Он полезен для выживания. Эволюция дала нам механизмы страха, чтобы наша жизнь не получилась бессмысленной и не оборвалась по-дурацки. Бесстрашные люди лезут под машину или теряются в дремучем лесу. Они прыгают со скалы во время шторма, не умея плавать. Они выходят замуж за человека, который с самого первого свидания отрицает важность отношений.
Так что в целом страх полезен.
Он помогает избавиться от реальных опасностей (некоторые я только что перечислила).
Правда, страх довольно бесполезен в творческой плоскости.
Это не означает, что он там не появится — особенно в ходе изобретения нового или исследования непознанного. Скорее наоборот, он наверняка придет и будет мешаться.
Страх сопровождает все процессы, выдающие неожиданный результат. Он уверен, что всякий результат, неизвестный заранее, ведет к кровавой, мучительной, физически невыносимой смерти.
Страх — это охранник из гипермаркета, возомнивший себя морским спецназовцем: не спал три дня и пьет Ред Булл на завтрак, обед и ужин. В попытке уничтожить кажущегося врага способен отстрелить себе тень.
Это человеческая натура.
Не нужно этого стесняться.
Научитесь работать со страхом.
**
Вот как я научилась работать со своим страхом. Давным-давно я приняла решение, что вместе с творческой жизнью я выдам прописку и страху.
Я предоставлю ему отдельную комнату.
Я поняла, что мне понадобится мощная внутренняя жизнь, чтобы и творческим порывам, и страхам хватило места. Похоже, они редко расстаются.
Возможно, моё творчество и мой страх — это сиамские близнецы. По крайней мере, я не делаю ни одного творческого шажка без внимательного участия страха.
Возможно, творчество и страх родились в одно время и живут одним телом. Проявите осторожность: в попытке уничтожить страх некоторые лишаются и творческой жизни.
Так что я не стараюсь уничтожить свои страхи. Наоборот, я предлагаю им нежиться на просторе. Каждый день.
Я отпускаю страх на прогулку прямо сейчас. Он живет, дышит и вытягивает тонкие ножки.
Чем меньше я с ним борюсь, тем реже он даёт сдачи.
Если мне удалось расслабиться, он тоже не напрягается.
Я с открытым сердцем приглашаю страх разгуливать вместе со мной. Я читаю ему специальную пригласительную речь всякий раз, когда приступаю к новому проекту или отправляюсь в путешествие.
**
Я не говорю, что это легко или удобно — таскать страх с собой, отправляясь в великий поход. Но оно стоит того.
Не научившись брать свой страх с собой, вообще никуда не уйдешь.
А уходить хочется. Жизнь коротка, удачных моментов попадается мало, и хочется успеть поучаствовать в любопытном, интересном и творческом, пока мы всё еще здесь. Я предполагаю, что вы тоже так думаете.
В вас кроются глубины, тайны, сокровища. И во мне. В каждом из нас!
Чтобы раскопать эти глубины, раскрыть тайны и поднять к свету сокровища, нужно вложить много сил, времени, веры, сосредоточенности, настойчивости и работоспособности…
Часы тикают, планета вертится, и нам некогда быть скромными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий