вторник, 1 ноября 2016 г.

#ДневникВдохновения. День 298.

Я в восторге от фильма, да и выбрать одну рецензию даже не смогла - оставила две ;-)



«Доктор Стрэндж»
АВТОР ТЕКСТА: АЛЕКСЕЙ КОМАРОВ
ROLLING STONE:

О наличии внешнего мира за стенами кинозала при просмотре нового фантастического блокбастера от Marvel «Доктор Стрэндж» забываешь минут через пять. Пульс ускоряется, зрачки расширяются, дыхание сбивается, и человечество перестает существовать. Эти пять минут играючи затыкают за пояс «Капитана Америку», второго и третьего «Железного человека» и «Торов» вместе взятых. Ослепительной красоты графики и в прямом смысле головокружительного аттракциона трюков с лихвой хватает, чтобы влюбиться в «Стрэнджа» с первого взгляда; впоследствии же это чувство становится менее однозначным, но и гораздо более глубоким одновременно. Первоначальный шоковый эффект сменяется легкой эйфорией, а навыки устной и письменной речи трудно использовать иначе, чем для расточения бесконечных комплиментов режиссеру Скотту Дерриксону («Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер») и визуальных дел мастерам, овладевшим магическими финтами ничуть не хуже самих героев фильма.
Доктор Стивен Винсент Стрэндж, образу которого идеально подходят жесткое лицо и аристократические манеры Бенедикта Камбербэтча, — гениальный нейрохирург с золотыми руками и дурным характером. Непринужденно совершая невыполнимые операции и спасая безнадежных пациентов, он презирает своих подчиненных и третирует подругу Кристин (Рэйчел МакАдамс). Стрэндж — холодный и замкнутый одиночка, у него есть огромная пустая квартира в Нью-Йорке, элитный автомобиль, полный шкаф модных костюмов и коллекция дорогих часов, но, кажется, нет сердца. Одной дождливой ночью по пути на вечеринку Стрэндж теряет управление и слетает с трассы, превратив автомобиль в бесполезную груду железа, а свое тело — в окровавленный кусок мяса. Коллеги-врачи возвращают ему внешность и относительное здоровье, но его кисти рук с тех пор утрачивают чувствительность, отрезая путь к дальнейшим карьерным взлетам.
Окончательно утратив веру в современную медицину, Стрэндж в пух и прах ссорится с Кристин, отращивает неряшливую бороденку и отправляется на Тибет в надежде на излечение с помощью духовных практик местных мудрецов. Где с удивлением узнает, что на его проблемах свет клином не сошелся, а приютившее его тайное общество на самом деле является орденом магов, защищающих Землю от непрошенных гостей из других галактик и прочих ренегатов. Одним из таких оказывается колдун Кецилий (Мадс Миккельсен), взбунтовавшийся против Старейшины (Тильда Суинтон), чтобы обрушить на наш многострадальный мир мощь Дормамму, Лорда Хаоса из Темного измерения. «Просто был нужен свежий взгляд», — с присущим ему бахвальством заявляет Стрэндж после блестящего завершения очередной операции. Свежий взгляд определенно нужен и вселенной Marvel, год от года разбухающей, как гора дрожжей — «Мстители: Война бесконечности» объединит аж 67 персонажей.
И черт бы с ним, с количеством, но как быть с качеством, если это разбухание сопровождается тотальной деградацией фантазии сценаристов, редко рождающей что-то более оригинальное, чем мегаломаны из космоса с грандиозными замыслами по разрушению планеты. Кецилий, строго говоря, из той же породы — старые-добрые вечная жизнь и царство мрака и для него в приоритете. К счастью, заезженная линия антагониста (и его откровенно дурацкий грим) — единственный мало-мальски раздражающий элемент «Стрэнджа», да и то лишь до тех пор, пока герои не встают в боевые стойки. Схватки Кецилия, Старейшины, Стрэнджа и его компаньона Мордо (Чиветел Эджиофор) катапультируют зрителя в сумасшедший галоп по стенам, потолкам и крышам, чьи очертания непрерывно размываются и пробиваются порталами в параллельные реальности.
Небоскребы переворачиваются вверх тормашками, сжимаются и растягиваются, будто резиновые, машины мчатся вверх по строгой вертикали, а люди сыплются в бездонную бездну, пока кудесники мечутся из зазеркалья и обратно с волшебной амуницией наперевес. Привычные перестрелки, мордобой, автогонки и разборки с военщиной, видимо, остались в одном из тех миров, откуда Стрэнджу удалось благополучно слинять — фильм Дерриксона получился абсолютно неземным, и законы гравитации, как и душевное спокойствие публики, ему до лампочки.
Погружение в необыкновенную визуальную фантасмагорию «Доктора» столь всеобъемлюще, что во время путешествий по нему частенько забываешь дышать, а галюциногенный сюрреализм межпространственных транспортаций позволяет всерьез заподозрить создателей в чрезмерном увлечении психотропами. Так и Стрэндж, попробовав поданный Старейшиной чаек и превратившись в собственную астральную проекцию, поинтересовался, не добавили ли в него ЛСД. «Нет, — с инопланетной полуулыбкой ответила Старейшина. — Это всего лишь чай». В целом «Доктор Стрэндж» выстроен вполне канонично — орден магов как альтернатива Щ.И.Т.у, Старейшина как андрогинный Ник Фьюри (их роднит даже прическа, вернее, отсутствие таковой), Стрэндж как новый Тони Старк — крутой искалеченный парень, грудью встающий на защиту родных рубежей. Подобно герою Роберта Дауни мл., герой Камбербэтча — не самый славный малый.
Стрэндж постоянно ворчит, мрачно шутит и не прекращает бравировать даже на смертном одре, где не раз оказывается стараниями Кецилия, да и с магическими способностями долго не ладит исключительно из-за собственного раздутого эго. И к слову о способностях: наперекор избитой формуле «кто был никем, тот станет всем», Стрэндж до конца остается всего лишь учеником, старательным и любознательным, но недостаточно продвинутым. Старейшине с Мордо он уступает как в общей образованности, так и на стезе боевых искусств, а всю суперсилу черпает в артефактах — амулете с камнем бесконечности и защитном плаще. Который, кстати, внезапно оказался самостоятельным и на редкость обаятельным персонажем (теперь у Marvel появился свой личный сорт R2-D2). Так что дальнейшее участие Стрэнджа в картинах «мстительного» цикла обещает массу сюрпризов и новых феерических трюков, поэтому одно из самых приятных ощущений после просмотра — осознание того, что все увиденное было только завязкой.
С большой и не особенно нужной натяжкой к «Стрэнджу», как и к любому другому фильму, тоже можно придраться. Яркий харизматик Камбербэтч играет новую версию собственного Шерлока, Эджиофор трагично морщит лоб и сыплет неуместно серьезными монологами, а кульминационная и самая зрелищная сцена ленты почему-то попала в середину, после чего финальный акт медленно сдувается, как выброшенный капризным ребенком воздушный шарик. Но подходить к «Стрэнджу» с традиционной для марвеловского блокбастера меркой совсем не хочется — слишком уж он странный, смелый и при этом абсолютно уверенный в своей правоте и непогрешимости, подобно безумцам-юродивым, возвещающим о Втором пришествии. Там, где не справляется сила, помогают смекалка и юмор — с обоими качествами у фильма Дериксона полный порядок, и даже финальную схватку Доктор, опять же чисто по-шерлоковски, выигрывает хитростью. Интеллектуальное безумие «Стрэнджа» должно приглянуться не столько гикам из средней школы, сколько публике взрослой и искушенной, способной оценить по достоинству игру не мышц, а разума. И как бы ни жалко было убивать в себе мальчишку с пластмассовым пистолетом, сейчас самое время признать: будущее кинокомиксов именно за такими играми — и такими фильмами.


"В полном астрале"

Текст: Борис Иванов
Нейрохирург Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) считается одним из лучших врачей в мире. Но когда он на ночной дороге попадает в аварию, его медицинской карьере приходит конец. Тяжелые травмы рук делают невозможным дальнейшее участие в операциях, а Стрэндж не мыслит себя без скальпеля. Безуспешно перебрав все известные науке лечения, бывший хирург в отчаянии отправляется в Непал, на поиски мистического знахаря, который может творить чудеса. Этим знахарем оказывается европейская женщина (Тильда Суинтон), руководящая тайным волшебным орденом. Она посвящает Стрэнджа в тайны магии и объясняет, что человек с его талантами может добиться в колдовстве еще большего, чем в медицине.
Ритуал восточной чайной церемонии пришел к нам из глубины времен. Столетиями люди, одержимые чаем и медитацией, продумывали каждое движение и каждый элемент обстановки, чтобы создать идеальное чаепитие, а затем повторять его до бесконечности. Кто-то скажет, что это скучно, а кто-то скажет, что это прекрасно. Новый комиксный блокбастер Marvel «Доктор Стрэндж» очень похож на восточное чаепитие. Только с экстази вместо чайных листьев.

Если посмотреть на сценарий «Доктора» с высоты птичьего полета, можно подумать, что это донельзя банальное кино. Привычная, навязшая в зубах история о начинающем супергерое, который занимается под началом загадочных менторов, осваивает сверхъестественное искусство, преодолевает испытания, а затем сталкивается с бывшим «лучшим учеником», который предал учителей и перешел на Темную сторону. Смесь «Гарри Поттера» с «Кунг-фу пандой» (параллельно с магией герой осваивает боевые искусства) и «Железным Человеком» (в центре событий самоуверенный гений, переживший глубокий кризис). Посмотреть такое кино можно, но стоит ли тратить время на многажды рассказанную историю, которая, кажется, способна по-настоящему задеть лишь восторженных подростков?
Стоит. Еще как стоит! Во-первых, потому что за годы создания удачных и не слишком удачных фильмов Marvel накопила большой опыт, и режиссер «Синистер» Скотт Дерриксон смог его использовать, чтобы, подобно мастерам чайной церемонии, снять безупречно отшлифованную версию традиционного сюжета. Каждый элемент здесь на своем месте, каждая мелочь работает на общую картину, и за каждым нюансом стоят десятилетия жанровых поисков.
Во-вторых, дьявол всегда кроется в деталях, а детали «Доктора Стрэнджа» превосходны и завораживающи. Это не банальное волшебное полотно, в котором маги швыряются файерболами и ледяными стрелами. Во время сражений чародеи «Стрэнджа» перекраивают реальность. Они превращают стены в потолки, а коридоры – в затягивающие колодцы. Они скрещивают вселенные и манипулируют порталами и временем. «Мы переписываем исходный код Вселенной», – объясняет свое искусство героиня Суинтон скептику Стрэнджу. И она и ее коллеги в самом деле творят такое, что не снилось даже Нео из «Матрицы» и персонажам «Начала». Мауриц Эшер прослезился бы от восторга, если бы увидел, как голливудцы развили идеи его «невозможных» иллюстраций.
Магию фильма можно долго описывать, но ни одно описание не воздаст должное тому, над чем работали, судя по титрам, сотни дизайнеров, художников и аниматоров. Волшебство «Стрэнджа» безумно, сюрреалистично, поразительно стильно и весьма изобретательно. При этом картина держит себя в руках и не превращается в бессмысленное нагромождение пикселей. В каждой боевой сцене есть цель, внутренняя драма, ясная последовательность событий. И главный герой показывает не только мастерство, но и ум, когда побеждает особенно сильных соперников.
Конечно, запредельную реальность «Стрэнджа» трудно воспринимать всерьез, но картина этого не требует. По славной марвеловской традиции драматичные разглагольствования перемежаются с неожиданными и остроумными шутками (действительно остроумными, а не туалетно-тупыми!). Хотя в фильме происходят мрачные события, это ни в коем случае не мрачное и не давящее кино. «Стрэндж» развлекает с первой до последней минуты, а его финальная схватка – это, кажется, самое смешное сражение во всей истории фильмов Marvel. Хотя в нем решается судьба земли.
Когда Marvel объявила, что Тильда Суинтон сыграет персонажа, который в комиксах является пожилым тибетцем, в Америке поднялась волна бурного политкорректного негодования (белая актриса вместо азиата!). Но решение, принятое не без участия китайских цензоров (они не пропускают в страну западное кино, упоминающее Тибет), пошло фильму только на пользу. Суинтон всегда была мастером изображения могущественных героев не от мира сего, а с лысой головой она выглядит особенно загадочно и инопланетно – как и должен выглядеть пропитанный магией человек, столетиями защищающий землю от запредельных угроз.
Превосходен в «Стрэндже» и датчанин Мадс Миккельсен, сыгравший главного оппонента ведущих персонажей. По традиции Marvel фильм делает основной упор на герое, а не на злодее. Но Миккельсен, поднаторевший в суперзлодействе после трех сезонов «Ганнибала», отлично использует выделенное ему ограниченное экранное время, чтобы убедить публику в опасности, фанатизме и магическом мастерстве своего персонажа. Да, он не Локи, но он все равно один из лучших «тренировочных боссов» в истории студии. И у него есть внушительные сподвижники, одного из которых сыграл известный английский кикбоксер, актер и каскадер Скотт Эдкинс. Как уже отмечалось, магические приемы в фильме свободно смешиваются с приемами восточных единоборств, так что подготовка Эдкинса пришлась очень кстати.
Что касается Бенедикта Камбербэтча, то он более чем адекватен в роли бывшего врача, а ныне начинающего чародея. Мы не пишем «великолепен» и «безупречен», поскольку у нас есть ощущение, что пару особенно сложных в актерском плане сцен британец недотянул. Но это придирки, а не критика, влияющая на оценку. Кроме того, мощная харизма Камбербэтча и его умение сочетать крутость с комизмом вполне компенсируют его некоторую актерскую ограниченность (в сравнении с суперактерами вроде Роберта Дауни-младшего из «Железного Человека»).
Напоследок заметим, что вы просто обязаны досидеть до конца титров. Фильм завершается двумя послетитровыми сценами. И если первая из них – просто забавная зарисовка с участием Тора, то вторая подводит черту под сюжетом картины и открывает двери для продолжения. Это не бонус, а значимый эпилог, и вы не сможете в полной мере оценить фильм, если раньше времени выйдете из зала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий